Лизинг: налоговые последствия при передаче лизингового имущества директору (учредителю)
Выкуп автомобиля юридическим лицом после окончания договора лизинга – стандартная практика. Зачастую предприятия берут автомобили в лизинг для представительских целей или с задачей пополнить/обновить автопарк. После окончания договора лизинга автомобили продолжают находиться в рабочем и пригодном для использования состоянии, и предприятия выкупают их в собственность.
Чтобы выкупить автомобиль компания вносит последний выкупной платеж. Как правило, он чисто символический, и может составлять условную тысячу рублей. После совершения сделки авто переходит в собственность юридического лица – лизингополучателя.
Нередко перед выкупом лизингового имущества организация уступает свои права по договору лизинга своему директору или участнику. При этом уступка совершается либо безвозмездно, либо за символическую плату. В результате, осуществив выкупной платеж, директор или участник становится собственником имущества (предмета договора лизинга).
Практика показывает, что такие сделки привлекают внимание налоговых органов. В частности, подобная ситуация была рассмотрена АС Западно-Сибирского округа (Постановление от 06.03.2024 по делу N А03-6938/2023). В рассматриваемой ситуации организация взяла в лизинг дорогостоящий автомобиль, а после внесения платежей направила лизингодателю ходатайство, в котором попросила при оплате выкупной стоимости (1 000 руб.) передать транспорт физлицу – директору (учредителю) общества.
Налоговый орган, оценивая данную сделку, пришел к выводу, что право заключения договора купли-продажи передано организацией физлицу безвозмездно, т.е. выкуп автомобиля физлицом у лизингодателя произошел в результате безвозмездной передачи имущественного права на выкуп автомобиля.
Инспекция, ссылаясь на нарушение п. 1 ст. 247, ст. 249, п. 1 ст. 271, ст. 274 НК РФ, доначислила налог на прибыль, пени, а также штраф в связи с неотражением доходов от реализации имущественного права на выкуп транспортного средства в адрес взаимозависимого физического лица. Налог был исчислен исходя из стоимости уступки права по договору лизинга, которая зависит от рыночной стоимости имущества. Для этого налоговым органом была назначена оценочная экспертиза, по результатам которой была определена рыночная стоимость транспортного средства, и, соответственно, рыночная стоимость уступаемого права.
Суды поддержали выводы налоговиков, что действия организации изначально преследовали цель фактически безвозмездного предоставления взаимозависимому лицу (руководителю организации) в собственность дорогостоящего имущества; доказательств того, что Общество предлагало неопределенному кругу лиц на аналогичных условиях имущественное право выкупа автомобиля, в материалы дела не представлено; право заключения договора купли-продажи передано физлицу безвозмездно (доказательств обратного не представлено). Суд указал, что именно взаимозависимость Общества и физлица позволила директору (учредителю) заключить сделку по приобретению для себя автомобиля по цене существенно ниже рыночной.
Таким образом, передача права на нерыночных условиях на выкуп физическим лицом лизингового имущества может привести к негативным налоговым последствиям для организации-лизингополучателя в виде доначисления налога на прибыль, пени и штрафа за занижение суммы налога на прибыль.