Риски дробления бизнеса: мнение эксперта!
В последнее время налоговые органы все чаще вменяют налогоплательщикам в вину искусственное дробление своего бизнеса с целью уклонения от уплаты налогов.
Кто больше всего рискует понести убытки, о чем не знают покупатели бизнеса, и как можно обезопасить себя от гигантских доначислений, а возможно и потери бизнеса?
На эти и другие вопросы отвечает руководитель Департамента налоговой и имущественной безопасности компании ЗАО АФ «Аудит-Классик» Алексей Кафтанников.
- Алексей Александрович, как складывается последняя судебная практика для налогоплательщиков?
- Исход подобных дел все чаще становится не в пользу бизнеса. Если два года назад половина налоговых дел выигрывалась налогоплательщиками, то теперь эта цифра уже менее 30%. При этом фокус внимания налоговых органов все больше смещается с крупных предприятий в сторону среднего и малого бизнеса.
Причем раньше претензии касались сделок с однодневками, к чему все привыкли. Сегодня акценты другие, и сильно рискует тот, кто делит единый бизнес на несколько юр. лиц и ИП, чтобы не выходить за пределы применения ЕНВД и «упрощенки».
В последнее время налоговым органам все чаще удается доказать в суде, что разделение бизнеса носило искусственный характер. Как результат — доначисление налогов по всей группе компаний и ИП исходя из общей системы налогообложения.
- О каких суммах идет речь?
- Считается совокупный оборот всех входящих в группу юр. лиц и ИП и с него исчисляется налог на прибыль и НДС, а сверху — штрафы за непредставление деклараций до 30% от суммы налога и 40% — за умышленную неуплату налога, плюс «набегают» пени. В итоге сумма доначислений может в десятки раз превысить первоначально уплаченную по УСНО или ЕНВД. С учетом того, что обычно налоговики проверяют сразу 3 года, набегают астрономические суммы. Бывает, что такая проверка приводит к закрытию бизнеса. Причем если на бизнесе есть недвижимость, деньги, оборудование, то налоговики еще на стадии вынесения решения арестовывают все активы и благополучно их реализуют.
- Кем прежде всего интересуются налоговые органы?
- В первую очередь это розничная торговля со значительными оборотами и большими площадями, когда для сохранения права на ЕНВД помещения дробятся между учредителями, работниками, родственниками и т. п. В зоне риска также случаи, когда компании «отпочковываются» от «материнской», чтобы не превысить максимальную численность работников для применения ЕНВД или максимальный размер оборота для применения УСНО. Следующая группа риска — это единые производственные комплексы или площадки, поделенные по цехам (отделам) на отдельные юрлица (ИП) на УСНО.
- Можно ли что-то сделать, если в дверь постучала налоговая?
- Конечно, гораздо эффективнее и проще обезопасить себя от доначислений, если заниматься этим в профилактическом режиме, задолго до прихода налоговиков. Когда проводится аудит налоговых рисков — своеобразный налоговый стресс-тест бизнеса с выдачей «диагноза» — оценки возможных рисков и «рецепта» — алгоритма действий по их снижению.
Но и на стадии, когда уже идет налоговая проверка, еще не все потеряно. Главное — грамотно выстроить работу с проверяющими и подготовить в ходе проверки аргументированную позицию для дальнейших разбирательств.
А вот если налогоплательщик «просыпается» на стадии судебного разбирательства, когда доказательная база уже сформирована, избежать доначислений практически невозможно. Но вполне реально сократить сумму к уплате. Не так давно, к примеру, мы сопровождали заказчика, обратившегося к нам после проигрыша в суде 1-й инстанции. И в апелляции нам удалось снизить сумму к уплате почти в 4 раза.
- Существуют ли налоговые риски, подобные приведенным вами, при покупке бизнеса?
- Да, безусловно, такие риски есть. Если приобретается бизнес как юр. лицо, то все его налоговые обязательства при смене собственника сохраняются в полном объеме. И новый владелец может столкнуться с тем, что после покупки его компании предъявят претензии в искусственном дроблении бизнеса или каком-то другом способе уклонения от уплаты налогов, совершенном при старом собственнике года 2-3 назад. Со всеми вытекающими последствиями. И новый собственник фактически будет отвечать по долгам предыдущего владельца.
Чтобы не оказаться в подобной ситуации, советую в первую очередь не спешить с покупкой. В таких случаях показано проведению процедуры дью дилидженс — это направление в аудите, призванное оценить все риски покупки бизнеса. Обычно такая оценка занимает от 1 до 3-х месяцев в зависимости от размера приобретаемого бизнеса.
- Вам приходилось отговаривать инвесторов от покупки?
- Да, случалось. Но чаще существуют варианты, как убрать или хотя бы значительно снизить выявленные риски. Например, бизнес приобретается не как юр. лицо, а как имущественный комплекс или он переводится на новую, чистую с точки зрения налоговых обязательств компанию.
Если у Вас остались вопросы, Вы их можете задать Алексею Кафтанникову по телефону (351) 729-83-42 или написать письмо: kaftannikov.aa@zaoclassic.ru