Борьба с теневой занятостью в 2025 году
Федеральная налоговая служба России (ФНС России) и Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) расширяют свои полномочия, направленные на выявление и пресечение нелегальных трудовых практик в рамках межведомственного взаимодействия. С 2025 года вводятся новые инструменты и подходы, в том числе расширение индикаторов риска, усиление работы межведомственных комиссий и внедрение системы проверок ФНС для борьбы с подменой трудовых отношений договорами с самозанятыми. Индивидуальным предпринимателям и руководителям всех организаций следует внимательно отнестись к указанным изменениям для избежания неблагоприятных последствий.
Рассмотрим важные моменты указанных нововведений.
1. Работа межведомственных комиссий по противодействию нелегальной занятости.
С 1 марта 2024 года вступил в силу механизм межведомственных комиссий, созданных в соответствии с ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Эти комиссии объединяют ФНС России и Минтруд России (территориальные органы Роструда – ГИТ) для борьбы с теневой занятостью и серыми зарплатами. Помимо указанных органов государственной власти в состав комиссии могут входить представители администрации, МВД РФ, органов прокуратуры, представители Фонда пенсионного и социального страхования РФ (ЕСФР).
Минтруд утвердил перечень сведений, передаваемых ФНС в комиссии и ГИТ, включая данные, составляющие налоговую тайну. Ключевые критерии, по которым работодатели попадают в поле зрения комиссий, включают:
- начисление заработной платы ниже МРОТ не менее чем 10 работникам, если их доля превышает 10% от общего числа сотрудников (без учёта выплат по гражданско-правовым договорам);
- выявление признаков нелегальной занятости по итогам налоговых проверок и иных контрольных мероприятий;
- сотрудничество с более чем 10 самозанятыми, среднемесячный доход которых от организации превышает 20 000 рублей, а продолжительность работы — более 3 месяцев;
- отклонение среднемесячной заработной платы на 35% и более от среднего значения по субъекту РФ для соответствующего вида деятельности (по ОКВЭД).
Эти данные позволяют комиссиям оперативно выявлять нарушения и передавать информацию для дальнейших проверок, а также вынесения решений. Напомним, что с 01.01.2025 года Роструд начал вести общедоступный реестр работодателей, у которых зафиксирована теневая занятость, что усилит репутационные и административные риски для бизнеса.
2. Расширение индикаторов риска с января 2025 года.
Приказ Минтруда от 30 ноября 2021 года № 833н (в редакции от 28 ноября 2024 года) устанавливает перечень индикаторов риска нарушения трудового законодательства, которые используются для федерального государственного контроля. С января 2025 года этот перечень расширился, что отражает акцент на профилактике теневой занятости. Основные индикаторы включают:
1. Зарплата ниже МРОТ: начисление зарплаты ниже МРОТ более чем 60 работникам, если их доля составляет 50% и более от общей численности.
2. Самозанятые как замена трудовых отношений: взаимодействие с более чем 35 самозанятыми, чей доход от компании превышает 35 000 рублей в месяц, продолжительность работы — более 3 месяцев, а доля дохода от компании составляет 90% и более.
3. Резкое сокращение фонда оплаты труда: сокращение фонда оплаты труда на 80% и более без изменения численности работников (для компаний с 15 и более сотрудниками).
4. Медицинские организации: снижение заработной платы в отчетном квартале по сравнению с прошлым годом у 25% и более работников категорий «врачи», средний и младший медицинский персонал.
Эти индикаторы служат основанием для внеплановых проверок ГИТ, что требует от работодателей и руководителей повышенного внимания к структуре трудовых отношений и их документальному оформлению.
3. Система проверок ФНС России: борьба с подменой трудовых отношений самозанятыми.
С января 2025 года ФНС России запустила систему проверок, направленную на выявление случаев использования статуса «самозанятый» для подмены трудовых отношений. Так называемая «схемная» и «незаконная» оптимизация налогов и страховых взносов. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 54.1 НК РФ, такие схемы могут быть признаны уклонением от уплаты налогов, если:
1. Исполнители фактически работают под управлением и контролем заказчика.
2. Отсутствует реальная самостоятельность в выполнении задач.
3. Доходы самозанятых носят регулярный характер и составляют основную часть их дохода.
ФНС активно использует данные из системы «Мой налог» и отчетности работодателей для выявления таких нарушений. В случае переквалификации отношений в трудовые компании обязаны доначислить НДФЛ, страховые взносы и уплатить штрафы.
Краткий вывод и рекомендации.
Теневая занятость характерна для различных областей предпринимательской деятельности: строительство, логистика, клининг и другие. Риски возникают как для работодателей, так и для заказчиков услуг, особенно при использовании самозанятых или аутстаффинговых компаний.
Так, привлечение самозанятых вместо штатных сотрудников создает риск переквалификации отношений в трудовые и квалификацию данных деяний по п. 2 ч. 2 ст. 54.1 НК РФ, что влечет доначисление налогов, штрафов и пеней. Аутстаффинг (Глава 53.1 ТК РФ) предполагает временное направление работников исполнителя к заказчику для выполнения трудовых функций под управлением последнего. При этом работники должны состоять в штате исполнителя (ст. 20 ТК РФ). Если персонал не трудоустроен у исполнителя, договор аутстаффинга может быть признан недействительным, а расходы и вычеты по НДС — необоснованными. В таком случае персонал может быть признан фактическими сотрудниками заказчика, а услуги аутстаффера переквалифицированы. Для минимизации рисков рекомендуется проверять аккредитацию аутстаффера и устанавливать подтверждение трудоустройства персонала. Также для избежания возможных рисков рекомендуем:
1. Строго соблюдать трудовое законодательство, не допускать теневую занятость, не подвергать риску привлечения к установленной законом ответственности себя и своих сотрудников, во избежание санкций со стороны контрольно - надзорных органов.
2. Системно оценивать структуру трудовых ресурсов (численность сотрудников с учетом налогов, взносов и социальных гарантий), а также контролировать соотношение штатных и привлеченных работников.
3. Обеспечивать наличие всех документов, подтверждающих законность привлечения указанных лиц.
4. Сравнивать собственные показатели с рекомендуемыми показателями контролирующих органов.
Усиление контрольно-надзорных функций направлены на минимизацию теневой занятости и требуют от организаций повышенной юридической и налоговой дисциплины. Указанные направления контроля находятся в зоне особого внимания. Соблюдение требований законодательства РФ позволит избежать штрафов, доначислений и иных потерь.
Напомним, что в случае выявления фактов теневой занятости, работодатель может быть привлечен к ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения в размере до 100 000 рублей. За выплату сотрудникам зарплаты ниже МРОТ работодателей могут оштрафовать по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ до 50 000 рублей.
Помимо этого возможны доначисления налогов, страховых взносов, а также пеней и штрафов в соответствии с НК РФ (в частности по ст. 122 НК РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)» – штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).